:

О Докладе Рабочей Группы ИКАО в отношении случая с самолетом авиакомпании «Ryanair» в воздушном пространстве Беларуси

28.07.2022 г.

Республика Беларусь категорически не согласна с выводами принятого 18 июля 2022 г. Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) итогового Доклада Рабочей Группы ИКАО по расследованию с целью установления фактов в отношении случая с самолетом авиакомпании «Ryanair», который совершил 23 мая 2021 г. вынужденную посадку в Минске из-за поступивших анонимных угроз о возможном минировании воздушного судна.

Доклад Рабочей группы по-прежнему, как и его предыдущая версия от 31 января 2022 года, основан на неполной информации, о чем заявляется и в самом Докладе. В частности, в Докладе, как и прежде, отсутствует информация о допросе пилотов авиалайнера относительно причин принятия ими решения о посадке в Минске, тогда как ближе были другие подходящие аэропорты.

Более того, Рабочей группой заявляется об отсутствии должного сотрудничества от некоторых государств, в адрес которых направлены запросы в рамках национальных расследований, проводимых рядом государств. Белорусская сторона вновь утверждает, что не получила до настоящего времени ни одного ответа на направленные запросы в рамках процедуры национального расследования ни от Швейцарии (места регистрации электронного адреса, с которого посланы электронные письма с угрозами), ни от других вовлеченных стран.

За период с момента выхода версии доклада от 31 января 2022 года Рабочей группой дополнительные действия с Республикой Беларусь не проводились, дополнительная информация от белорусских властей не запрашивалась.

Использование в Докладе анонимного источника, который якобы является авиадиспетчером, работавшим 23 мая 2021 года с рейсом FR4978 авиакомпании «Ryanair», для опровержения информации, предоставленной официальными властями Республики Беларусь, не выдерживает никакой критики.

По информации белорусских властей, настоящий диспетчер, работавший с рейсом, летом 2021 года не вышел на работу, и его точное место нахождения для работодателей и властей является неизвестным. При этом никаких просьб о его розыске от родственников в адрес правоохранительных органов Беларуси не поступало. Письменные показания настоящего авиадиспетчера в должном виде переданы белорусскими властями в адрес ИКАО, которая не была в итоге учтена Рабочей группой по расследованию.

Обоснованность выводов ИКАО информацией, содержащейся в якобы аудиозаписи, сделанной якобы авиадиспетчером (в нарушение внутренних процедур нахождения на рабочем месте – использование мобильного телефона на рабочем месте авиадиспетчера запрещено), без какой-либо технической экспертизы достоверности записи и установления принадлежности голосов, без последующей за экспертизой возможности для комментариев со стороны авиационных властей стороны, действие которых анонимный источник компрометирует по задумке организаторов этого фейка, дискредитирует ИКАО как международный технический орган в области гражданской авиации.

В текущем политическом контексте грубого силового давления США, стран-членов Европейского союза и некоторых других примкнувших к ним стран на законные власти Республики Беларусь путем введения политических и экономических запретов и ограничений на отношения с Беларусью, в том числе на полеты белорусского национального авиаперевозчика в их воздушном пространстве, никакая информация из названных стран не должна приниматься на веру и тем более приобщаться к материалам ИКАО без достоверного и общепризнанного подтверждения их подлинности.

Белорусская сторона заявляет, что содержание предоставленной властями США в адрес Рабочей группы якобы аудиозаписи, сделанной якобы авиадиспетчером, является обманом и подделкой, так же как таковым являлся белый порошок в пробирке в руках Государственного секретаря США К.Пауэлла на одном из заседаний Совета Безопасности ООН в момент событий, связанных с вторжением США в Ирак.

За неимением других доказательств якобы аудиозапись переговоров диспетчера в комнате управления полетами Минского аэропорта имеет единственную цель – продемонстрировать ответственность властей Беларуси за инцидент с рейсом FR4978 авиакомпании «Ryanair».

Очевидно, что якобы аудиозапись от якобы авиадиспетчера с обвинениями белорусских властей появилась в самый удобный момент для обеспечения нужного результата в Докладе Рабочей группы: оправдать незаконные действия США, стран-членов Евросоюза и некоторых других стран по ограничению полетов белорусской национальной авиакомпании «Белавиа» и нарушения тем самым массы многосторонних и двусторонних соглашений в области гражданской авиации.

Подход, который в контексте Доклада Рабочей группы продемонстрировал Совет ИКАО, является пристрастным, принятым при явном давлении конкретной группы стран, и ставит под сомнение способность организации самостоятельно, без внешнего вмешательства в дальнейшем обеспечивать вопрос безопасности авиационных перевозок в целом. На лицо – злоупотребление мандатом ИКАО.

Принимая под давлением Запада подобного рода «доклады», ИКАО нарушает право не только белорусских граждан, но граждан всех других государств, на свободу передвижения, что идет в разрез с основными международными правозащитными документами.  

Доклад изобилует ошибками, неточностями, неавиационными и необъективными походами.

Самым очевидным из них является то, что Беларусь обвинили в якобы принудительной посадке воздушного судна, однако в то же время Рабочая группа признала, что в воздушном пространстве Беларуси не было ни сопровождения, ни перехвата, ни принуждения к посадке самолета авиакомпании «Ryanair» военным воздушным судном. Следовательно, командир иностранного воздушного судна лично принял решение о выполнении посадки в Национальном аэропорту Минск, несмотря на тот факт, что на момент принятия решения согласно радиолокационной информации до аэропорта Вильнюса было около 90 км, а до Национального аэропорта Минск – около 180 км. Такое решение принято пилотом в нарушение Руководства по авиационной безопасности авиакомпании «Ryanair», которое говорит о том, что при объявлении сигнала «красный» командир воздушного судна должен совершить посадку в ближайшем подходящем аэропорту (в данной ситуации таким аэродромом был Вильнюс).

Практика двойных стандартов и желание навязать только свою повестку также четко прослеживается и в отношении инициированного Республикой Беларусь в рамках Совета ИКАО вопроса о неправомочности введения ограничений на использование воздушного пространства и санкций в отношении белорусского авиаперевозчика. Отказ от рассмотрения этого вопроса свидетельствует о неприкрытом стремлении Запада дискредитировать Беларусь как надежного партнера международного авиационного сообщения с тем, чтобы путем недобросовестной конкуренции исключить авиационную отрасль страны из сегмента международной авиации.

 

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти